Прошлой осенью началось падение спроса на услуги кадровых агентств. Первыми попали под удар специализированные агентства, которые работают с банковско-финансовой сферой и строительством. Так, в одном из агентств, уже в октябре 85% работников были отправлены в отпуск за свой счет по причине малого количества заказов. К декабрю существенное снижение спроса на услуги обнаружилось во всех агентствах по подбору персонала как в столичном регионе, так и в других областях. Это привело к необходимости уменьшить затраты. Сокращение количества сотрудников и арендуемых офисных площадей превратилось в реальность кадрового бизнеса.
Даже в тех агентствах, которые раньше не сталкивались с трудностями в получении оплаты от клиентов за заказы, задержки с оплатой стали появляться все чаще и чаще. Заметив положение кадровых агентств и стараясь снизить затраты, некоторые из компаний стали настаивать на понижении стоимости подбора персонала. Массовый характер это явление пока не приняло, но движение наметилось.
Подбор руководителей и специалистов был и остается основной услугой агентств по подбору персонала. Опыт кризисного 1998 года и нынешнее положение на кадровом рынке тому подтверждение. Каждый по-прежнему делает и продает то, в чем является профессионалом.
Развитие ситуации вынуждает агентства быть более лояльными и изобретательными. Это вызывает появление новых услуг. Например, вместе с обычным рекрутментом отдельные агентства предложили услуги попроще и подешевле. Одна из них - услуга «Скрининг кандидатов», это поиск кандидатов по базам данных. Подобная услуга является интересной для тех компаний, у которых нет постоянного договора с самыми эффективными базами данных. Кроме того, предлагают подбор персонала с оценкой кандидатур по упрощенной программе (программа «Экспресс- подбор»).
Высвобождение определенного процента сотрудников в некоторых компаниях создает спрос на услуги по аутплейсменту - помощи трудоустройству недавно освободившихся сотрудников. Многие агентства берутся за выполнение такого рода работ, но спрос на подобные услуги имеет довольно ограниченный характер и не может компенсировать потерь, связанных с сокращением заказов по подбору персонала.
Некоторые кадровые агентства «второй величины» пытаются заниматься трудоустройством, беря за это плату с соискателей работы. Но, как показывает опыт 1998 года, такие услуги очень плохо сочетаются с услугами побора персонала и могу подпортить репутацию тех агентств, которые позволяют такое совмещение. Потому серьезные агентства таким заниматься не будут.
|